Поднос в стиле жостовской росписи. Жостовская роспись подносов

Уникальная техника лаковой росписи была придумана отнюдь не под Москвой, а на уральских заводах купцов Демидовых, в Нижнем Тагиле. Крепостной Худояров изобрел «хрустальный» лак, который «на железе, меди и дереве ни мало не трескается». Особая техника росписи развивалась в Тагиле с конца XVIII века, затем ее освоили и в других мастерских — очень уж всем нравились эти нарядные подносы с красивыми букетами цветов!

Подносный промысел в Подмосковье возникает в начале XIX века, и связано это с деятельностью семьи Вешняковых, местных уроженцев.

У каждого мастера в Жостове свое клеймо, по которому можно узнать подлинность подноса.

Вешняковы были откупившимися на волю крестьянами, талантливыми мастерами и успешными предпринимателями. Они основали мастерские, в которых занимались изготовлением разнообразных изделий из папье-маше с миниатюрной росписью. Красивые мелочи пользовались большим спросом среди населения, дело быстро развивалось, и Филипп Вешняков, старший из клана, вскоре перебрался в Москву. Однако его сын Осип отделился от отца, вернулся на малую родину и открыл свое собственное дело в деревне Жостово. Троицкая волость, где находилась деревня, была тогда центром подмосковного ремесленного производства. Во множестве деревень были мастерские, в которых искусные ремесленники занимались различными промыслами, а в деревне Жостово таких мастерских было двадцать две.

Осип Вешняков выпускал табакерки, коробочки, чайницы, шкатулки, портсигары, козырьки для фуражек, а заодно и расписные подносы. К сожалению, они были слишком хрупкими и непрактичными, хотя и красивыми, а вот тагильские железные подносы пользовались большей популярностью у покупателей.

Жостовские подносы есть в коллекциях испанских и британских монархов.

Железные подносы

Осип Вешняков принял решение отказаться от папье-маше и тоже перейти к изготовлению железных подносов, ведь спрос на них постоянно увеличивался. У жостовских мастеров перед тагильскими конкурентами было преимущество — они знали секрет более прочного лака, который долго не трескался, сохраняя роспись. Это стало решающим фактором в конкурентной борьбе. Мастерская в Жостове практически целиком перешла на изготовление железных подносов, то и дело расширяя производство, и только совсем старые мастера продолжали делать милые безделушки из папье-маше.

Как и у тагильских подносов, главным мотивом жостовских были цветочные букеты. У этой росписи много источников. Она напоминает народную вышивку бисером, павлопосадские платки, ивановские яркие ситцы, курские ковры. Здесь та же яркость красок, смелое сочетание цветов, пышная декоративность. Похожие мотивы можно заметить также в народных росписях крестьянских сундуков и прялок, на деревянной и керамической посуде. Все эти народные орнаменты мастера фабрики брали на заметку, и в результате у них сложился собственный уникальный стиль, узнаваемый всеми. Цветочные букеты жостовских подносов не спутаешь ни с какими другими.

Каждый мастер одновременно делает несколько подносов, в день опытный профессионал расписывает от пяти до десяти изделий. Во время росписи поднос лежит не на столе, а у мастера на колене, и художник вращает или двигает поднос, как бы подставляя нужный участок под кисточку.

Жостовская фабрика

Жостовская фабрика успешно развивалась на протяжении всего XIX века. Подносы покупали и в богатые купеческие дома, и в квартиры рабочих, да и в знаменитых московских чайных угощения подавали именно на них. Многие приобретали жостовские подносы для украшения дома, а не для использования — так приятны были глазу эти яркие «картины».

Однако, как и многие кустарные производства, в начале ХХ века фабрика переживает нелегкие времена. Спрос на подносы начал падать, а их производство — неуклонно сокращаться. Мастера были вынуждены заниматься крестьянским трудом или отправляться на заводы.

Дальнейшие события истории — война, революция, первые годы советской власти — поставили, было, крест на этом красивом ремесле, но в начале 1920-х годов началось постепенное возрождение многих художественных артелей, в том числе и Жостова. Кустарные производства соседних деревень в 1928 году были объединены в одну крупную фабрику под названием «Металлоподнос» (в 1960-м ее переименовали в Жостовскую фабрику декоративной росписи — так она называется и до сих пор).

Новая власть требовала от художников идеологической поддержки. Но жостовские мастера сумели не отказаться от своего искусства, не переключились на революционные и социалистические сюжеты. Были попытки сделать росписи подносов более реалистичными, с использованием приемов станковой живописи, но они оказались неудачными, и от этих идей мастера отказались. На подносах Жостовской фабрики по-прежнему расцветали на черном фоне красочные букеты и вились гирлянды цветов, выполненные с неизменным высочайшим мастерством.

Японские ученые исследовали жостовские подносы с помощью специального прибора и пришли к выводу, что они излучают добрую энергию. По их заказу были изготовлены подносы с изображением сакур и иероглифов.

Наверное, наибольшего расцвета Жостовская фабрика достигла в 60-70-е годы ХХ века. Красивые, нарядные подносы ручной работы были во многих советских семьях, служили украшением дома, считались отличными подарками. Большим спросом эти уникальные авторские изделия пользовались и за рубежом, иностранные туристы увозили их как русский сувенир наряду с хохломой, гжелью, матрешками и дымковской игрушкой.

В наши дни старинное ремесло по-прежнему живо, и на смену прежним мастерам приходят молодые, с интересом и удовольствием перенимающие секреты их изысканного искусства.

Секреты мастерства

Изготовление жостовских подносов — долгий и кропотливый процесс. Современные мастера неукоснительно соблюдают старинную технологию. Загрунтованные и зашпатлеванные, покрашенные черной краской и покрытые двумя слоями лака подносы попадают, наконец, к художникам. Они пишут масляными красками, обильно разбавленными скипидаром и льняным маслом. Такая краска легко стекает с беличьей кисти, и это позволяет делать упругий и тонкий мазок.

Первая стадия росписи называется замалевкой, вторая — выправкой. В замалевке художник при помощи широкой кисти набрасывает силуэт букета. После чего поднос сушится в течение 12 часов. Роспись делается без предварительного рисунка, сразу набело — так, что исправить потом ничего нельзя. На стадии выправки прорисовывают мелкие детали, наводят тени и блики.

Готовую роспись покрывают тремя слоями светлого лака. Каждый слой просушивают и полируют пемзой и грубым сукном. Последний этап — наводка зеркального блеска на лак: ее делают вручную, при помощи мела тончайшего мучного помола.

Жостовская роспись - один из самых известных народных промыслов росписи подносов из металла. Благодаря труду и мастерству русских умельцев, эти подносы из предметов повседневности стали настоящими произведениями декоративно-прикладного искусства.

Жостовский поднос - каким мы его знаем.

История промысла

Родина народного промысла - деревня Жостово Московской области, а его история началась ещё в первые десятилетия XIX века. Появление промысла росписи железных подносов в Подмосковье вызвано несколькими важными событиями:

  • открытием русскими мастерами секрета прозрачного лака;
  • появлением в XVIII веке на Урале - центре российской металлургии - промысла росписи подносов из металла, основные изображения на этих подносах - цветочный и растительный орнамент;
  • изготовлением в Санкт-Петербурге подносов необычных форм с рисунками из цветов, птиц, сложных завитков и т.д.;
  • открытием в 1820-е годы в Жостово Ф.Н. Вишняковым мастерских, на которых было налажено производство расписанных лакированных изделий из папье-маше : подносов, шкатулок, всевозможных коробочек и т.д.

Художник за работой в мастерской Ф.Н. Вешнякова.

Расписывали эти изделия сценками из народной жизни, пейзажами.

В 1830-годы подносы ковали уже из металла, и вскоре в Жостово стали производиться только они. Несмотря на первоначальное влияние техники и сюжетов росписи уральских и петербургских подносов, к 1870-м годам жостовский поднос обрел самобытный стиль и неповторимую роспись.

В конце XIX века в России активно росли города, открывались многочисленные магазины, гостиницы, трактиры и рестораны. Все они нуждались в подносах, что способствовало развитию жостовского промысла.

В 1960 году была организована Жостовская фабрика декоративной росписи, на которой трудятся замечательные мастера и выпускаются подносы, пользующиеся большим спросом как в России, так и в других странах.

Жостовская фабрика. Советский период.

Особенности и техника изготовления жостовских подносов

Подносы имеют различные размеры и формы. Они бывают огромные, размером со стол, и маленькие, не больше блюдца. Самые распространённые формы - овальная и круглая, но встречаются прямоугольные, квадратные, треугольные, многоугольные, комбинированные.

Производят подносы из листового железа методом холодной ковки или с помощью штамповки. Перед росписью изделие грунтуют и шпаклюют, затем тщательно шлифуют и неоднократно покрывают цветным лаком. Подносы расписывают масляными красками, а после росписи несколько раз наносят прозрачный лак.

Основная тематика жостовских росписей - большие букеты из крупных и мелких цветов. Цветочный букет расположен в центре подноса. По борту подноса идет золотистый узор. Букеты могут дополняться изображениями ягод и радостных, разноцветных птиц. Также встречаются сюжеты из народной жизни, пейзажи. Издавна один из любимых сюжетов - удалая тройка лошадей.

Излюбленный сюжет - русская тройка.

Фон подносов не только черный; он может быть тёмно-зелёного, ярко-красного, синего, золотистого и даже белого цветов.

Этапы росписи:

  • замалёнок - нанесение силуэтов цветов и листьев;
  • тенежка - нанесение теней;
  • прокладка - определение формы цветов и листьев;
  • бликовка - нанесение бликов создает колорит и настроение, придает объем изображаемому;
  • чертёжка - нанесение тонкой кистью контуров каждого цветочка и листика;
  • привязка - рисуются усики, веточки, травинки, связывающие букет в единое целое;
  • уборка - нанесение узора на борта подноса.

Этапы нанесения рисунка.

Благодаря разнообразию комбинаций цветов и их расположения на подносе, каждый жостовский поднос уникален. Среди миллионов изготовленных за почти 200 лет подносов нет и двух одинаковых.

Каждое изделие - уникально.

Праздничные, яркие подносы используют не только в быту, но и как украшение.

Жостовские подносы очень популярны, поэтому их часто подделывают. Чтобы отличить настоящий поднос из Жостово, нужно прежде всего посмотреть на край подноса. Он должен быть идеально гладким и ровным. На оборотной стороне подноса должен стоять товарный знак Жостовской фабрики - цветок и кисточка.

И стория жостовского подноса в трех словах: смекалка, династия, мода. Крепостные Вишняковы «подглядели» технологию изготовления лаков в соседнем Федоскино, добавили роспись на подносы - и 24 декабря 1825 года основали свою мастерскую .

1. Успех Жостово - от личности в ремесле. Осип Вишняков удачно соединил два промысла: уральский - производство подносов - и федоскинские лаки. Уже открыв свое дело, хозяин мастерских стал ходить в Москву в торговые ряды - продавать товар, и капитала хватило для лавки на Цветном бульваре.

2. Мода на чай в России стала поистине судьбоносной для подмосковного Жостово. Местные ремесленники едва освоили производство лаков и поставили на поток подносы. Тут как нельзя кстати - новая традиция: чаепитие. Так мода и обеспечила спрос: поднос - лучшая пара для самовара.

Жостовская роспись. 1975. Фотография: Б. Корзина / Фотохроника ТАСС

Жостовская роспись. 1985. Фотография: Н. Малышева / фотохроника ТАСС

3. Главный секрет Жостово - лак. Состав до сих пор держат в тайне. Основа, правда, известна: копал, пальмовая смола из Африки и Азии. Именно лак хранит годами жостовские подносы . Старые мастера говорили: «Не боится ни жара, ни холода, получше аглицкого будет и равняется только с… китайским».

4. Визитная карточка жостовских подносов - букет. И здесь не без хитрости. Мастера добавляют объем работе, рисуя по краям мелкие цветы, едва различимые на темном фоне. В итоге основной узор выступает из глубины. Кисти собирают вручную из беличьих хвостов. Подрезать и обламывать волоски нельзя.

Фирменное клеймо Жостовской фабрики декоративной росписи на подносе. Фотография: С. Красильников / ИТАР–ТАСС

Покрытие подноса лаком на Жостовской фабрике декоративной росписи. Фотография: С. Красильников / ИТАР–ТАСС

5. На каждом фабричном подносе есть собственный знак - палитра, кисть, тюльпан. Историческое клеймо мастерской. Ставит свою подпись на подносе и художник. Правда, право на авторскую метку мастера получили после 1970 года. На старинных подносах лишь одно клеймо - фабрики с именем хозяина.

6. Особая гордость Жостово - «копченый» поднос. Называют такой узор «под черепаху» или «под червячка». Железные подносы в прямом смысле коптят пламенем свечи. Два таких подноса в конце ХIХ века были в хозяйстве писателя Льва Толстого. Сейчас они - раритеты в экспозиции музея-усадьбы в Хамовниках .

Жостовские подносы. В музее Жостовской фабрики декоративной росписи. Фотография: Б. Кавашкин / ИТАР–ТАСС

Художники расписывают подносы на Жостовской фабрике декоративной росписи. Фотография: Б. Кавашкин / ИТАР–ТАСС

7. В 30-е годы ХХ века молодая советская власть высадила на фабрику «художественный десант». С мастерами артели занимались маститые художники - Петр Кончаловский, Павел Спасский, Борис Ланге. Мастер-классы дали результат. Достояние тех лет - знаменитая цветочная роспись.

8. В годы войны главные силы артели бросили на производство печек-буржуек. Но мастера не оставили кисть, дабы не утратить роспись. Весь металл шел на нужды фронта, но в мастерской рисовали на банках из-под тушенки и переплавляли и расписывали… детские ведерки.

Яркие великолепные цветы: розы, пионы, ромашки, незабудки, хризантемы и ландыши (невозможно перечислить их все), искусно рассыпанные умелой рукой художника по темной глянцевой металлической поверхности, - это традиционная жостовская роспись на подносах. Уникальное не имеющее аналогов!

История старинного русского промысла насчитывает почти 2 столетия, и за это время изделия жостовских мастеров не только не утратили своей популярности и красоты, но, наоборот, приобрели еще большую известность во всем мире и обогатились новаторскими идеями нынешних молодых живописцев.

Зарождение жостовских промыслов

Сегодня любая современная хозяйка будет счастлива получить в подарок настоящий жостовский поднос, который можно использовать не только по прямому утилитарному назначению, но и в качестве оригинального украшения кухонного интерьера. Точно так же радовались женщины и в начале XIX в., когда им дарили такую красоту.

Но Искусство начало формироваться в России в конце XVIII в. Именно к тому времени относятся первые подносы, шкатулки, табакерки, портсигары, всевозможные коробочки и т. д., расписанные в технике лаковой миниатюры, которые изготавливались в селах Московского уезда: Осташково, Троицкое, Новосильцево, Сорокино и Жостово.

Постепенно производство подносов выделилось в отдельное русло, а лидирующую роль в их изготовлении прочно заняло село Жостово. Кстати, первые подносы делались исключительно из папье-маше. Сейчас нам уже трудно представить жостовский поднос, изготовленный из такого материала.

Дальнейшее развитие искусства Жостова

В 1825 году в Жостове была открыта мастерская Осипа Филлиповича Вишнякова. Именно от этого события ведется летоисчисление существования отдельных народных жестовских промыслов. Конечно, эта мастерская была не единственная. Постепенно организовывались и другие артели: Егора Вишнякова в соседнем селе Осташково, А. А. Зайцева в Троицком селе. Популярность их изделий была огромная! Прекрасно продавался жостовский поднос в Москве, Петербурге и других городах.

В 1830 году в Жостове и соседних деревнях открылось сразу несколько мастерских, основателями которых были Е. Ф. Беляев, Т. М. Беляев, Ф. В. Шапкин, В. Л. Леонтьев и И. С. Коломенской. Постепенно производство разрасталось, изделия под роспись стали изготавливаться уже не из папье-маше, а из более прочного и современного материала - железа.

Легендарные художники Жостова

Постепенно рождался новый, привычный нам всем жостовский поднос. История, сохраненная в краевых летописях, рассказывает, как постепенно все больше и больше местных талантливых крестьян вовлекалось в работу художественных мастерских. Удивительно то, как много оказалось талантов среди обыкновенных, необразованных крепостных людей. Первым мастером, о котором упоминается в историческом документе 1839 года, был крепостной графа Шереметьева - Вешняков Филипп Никитин, он занимался росписью подносов вместе со своим сыном. Так рождались в Жостове художественные династии.

Самые известные мастера жостовских подносов: О. Е. Бурбышев (об этом художнике в Жостове ходят легенды, настолько это был виртуозный мастер), Н. М. Цаплагин, А. Е. Вишняков, К. В. Грибков, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, П. С. Курзин, И. А. Савельев, М. Р. Митрофанов, А. П. Гогин, И. П. Плахов, Б. В. Графов. Все эти мастера и многие другие оставили глубокий след в искусстве Жостова, именно ими были созданы замечательные произведения жостовской миниатюры, вошедшие в золотой фонд промыслов.

Жостовский поднос - технология изготовления

Оригинальная технология производства жостовских подносов шлифовалась на протяжении многих лет. У мастеров есть немало секретов ремесла, которыми они ни с кем не собираются делиться. Так что о технологии изготовлении изделий Жостова можно рассказать лишь в общих чертах.

Как уже было сказано выше, современные подносы изготавливаются из железа. Они могут иметь самую причудливую форму, тут все зависит от первоначального замысла художника. Перед росписью поднос должен быть тщательно отшлифован и покрыт двойным слоем грунта, приготовленным на основе сажи и каолина. После чего заготовка снова шлифуется и покрывается несколькими слоями цветного лака. Причем каждый слой должен быть хорошо просушен и так же идеально отшлифован.

Далее изготовление жостовских подносов переходит на следующий этап. После всех подготовительных работ изделие готово к росписи, и к дальнейшей работе над ним приступает мастер-художник. Роспись жостовских подносов традиционно производится масляными красками. После ее завершения изделие вновь в несколько слоев покрывается лаком с последующей просушкой и полировкой для придания готовому подносу практически зеркального блеска.

Художественные приемы и особенности жостовской росписи

Жостовской росписи ведут свои истоки от традиционной русской лаковой миниатюры, но, конечно же, имеют свои особенности. Основой можно, пожалуй, назвать рисунок яркими красками по темному фону и оформление композиции золотым орнаментом. Фон жостовских подносов не обязательно черный, он может быть какого угодно цвета: красного, коричневого, зеленого, синего и охристого. Иногда даже встречаются композиции, выполненные на потали (имитация золота), перламутре или светлом, почти белом фоне, но это, скорее, отступление от правил, продиктованное фантазией художника.

Жестовский поднос обычно бывает расписан таким образом, что в центре композиции (цветочного букета) находятся самые крупные и яркие цветы, на которые направлен основной акцент. Ближе к краям элементы букета становятся все мельче и темнее, они как бы сливаются с фоном. Тем самым достигается зрительная глубина и объемность живописи. Жостовские цветы пишутся не с натуры, чаще всего они условны, многое в их изображении зависит от творческого воображения мастера.

Основные мотивы и сюжеты

Основными мотивами жостовской живописи конечно же являются всевозможные цветочные мотивы, разнообразию которых нет числа! Жостовская роспись придерживается нескольких традиционных типов композиции. Цветы могут собираться в большие букеты, состоящие из 3-5 соцветий, изображаться в корзинах либо быть расположенными гирляндами по всему периметру подноса.

Иногда роспись может быть дополнена изображениями ягод, фруктов или птиц. Есть образцы жостовской живописи, похожие на старинные драгоценные Несмотря на то что рисунок растений достаточно условный, здесь имеются все признаки тщательная проработка деталей, общий колорит, свободная импровизация.

Жостовские подносы: как нарисовать поэтапно

Весь процесс росписи подноса можно условно разбить на 4 этапа. Сначала делается так называемая "замалевка": на изделии как бы набрасывается разбеленными красками обобщенный силуэт будущего рисунка, расположение основных пятен.

Следом идут "тенежка" и "прокладка": нанесение прозрачных теней и обозначение плотными красками самых светлых мест. После чего форма цветов и листьев становится более определенной.

Третий этап - бликовка: нанесение быстрых белильных мазков. При помощи их уточняются все объемы.

Ну и наконец следует заключительный 4-й этап, на котором выполняется "чертежка" и "привязка". При помощи самой тонкой кисточки мастер упругими гибкими линиями обводит контур каждого листочка и лепестка, рисует мелкие веточки и детали, которые и называются привязкой.

Перспективы развития промыслов

В настоящее время художественные жостовские промыслы переживают не лучшие времена. До 90-х годов прошлого столетия мастерские находились под опекой и финансированием государства, после перестройки и развала Советского Союза фабрика перешла в частные руки. Теперь во главу угла стала прибыль, но никак не сохранение традиций и к ремеслу.

Количество художников на предприятии было значительно сокращено. Многие мастера стали работать самостоятельно, на дому. Выполняется много частных заказов, заточенных не только под жостовский поднос. Современные мастера часто работают над росписью самых разных предметов: от холодильников и мобильных телефонов до бутылок с дорогим коллекционным вином. Приток талантливой молодежи - выпускников Федоскинского училища лаковой миниатюры в последнее время уменьшился. Но тем не менее, предприятие по-прежнему живет, работает с самоотверженностью и верой в будущее.

Как доехать до Жостово?

Для всех желающих ознакомиться поближе с историей и искусством Жостова на предприятии организуются интересные 5-часовые экскурсии с проведением мастер-классов. При фабрике постоянно работает магазин, где можно приобрести изделия промыслов, как говорится "с пылу, с жару".

Добраться от Москвы до Жостова не составляет никакого труда. Нужно преодолеть всего 50 км по Осташковскому шоссе в сторону Мытищинского района. Также можно с легкостью доехать туда на электричке или автобусе. Еще один вариант: от метро Медведково до Жостово постоянно курсирует автобус № 438.

Жостовская роспись

(Жостово)

Жостовская роспись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии - Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др.

Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян - братьев Вишняковых. До этого Вишняковы занимались росписью лаковых миниатюр, поэтому зарождение самого жостовского промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскино.

В последней трети XIX века производство подносов в Жостове достигло расцвета. Немалый вклад в развитие промысла внес сын Ф. Вишнякова.

Наиболее художественными и дорогими считались подносы с жанровой живописью: мчащиеся тройки лошадей, крестьянские девушки у околицы, сцены чаепития. Аналогичные композиции исполнялись мастерами на лаковых шкатулках. На выставках подносы Вишняковых признавались лучшими по росписи, по качеству лака и полировки. Секрет успеха заключался в том, что железо покрывали грунтом, многократно лакировали и тщательно полировали как с лицевой, так и с оборотной стороны. В жанровой и цветочной росписи мастера использовали те же приемы, что и в миниатюрной живописи на шкатулках.

Оригинальным декоративным приемом в Жостове стал способ украшения подносов коптящим пламенем свечи, который имитировал окраску панциря черепахи и получил местное название «червячок». Два таких подноса в 1880-е годы находились в употреблении в семье Льва Толстого, и сейчас их можно видеть в московской усадьбе-музее в Хамовниках.

Есть воспоминания жостовских живописцев XIX века об обучении молодых художников. «Сначала заставляли писать «горизонт» - соединение синего цвета с розовым, потом горки, долины, «земельку», затем легкие пейзажи, составленные из одного-двух домиков, потом разные московские виды».

В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну - «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.

Техника Жостовской росписи

Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака.

Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись.

Сюжеты росписи - цветочные и растительные орнаменты и бытовые сценки из народной жизни, пейзажи, сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий. Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором. В этом построении можно видеть определённое отражение композиции станкового натюрморта XIX века, заключённого в золочёную рамку. Но сам мотив получил более декоративное и условное истолкование, чем в станковых картинах. Он становится частью декоративной вещи, специальные приёмы позволяли мастерам органично вписать, как бы «вплавить» его в лакированную поверхность подноса. Букет превратился в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и лёгкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождалось из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими букетами на поверхности. Чуть «утопленные» в фоне цветы казались лёгкими полуобъёмными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета.

Техника жостовской росписи как и сама роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется без каких бы то ни было образцов. За подкупающей лёгкостью и непринуждённым артистизмом письма, кроется огромное мастерство, выработанное поколениями талантливых в прошлом безвестных крестьянских художников.

Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса. Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно быстрыми и точными мазками. И даже повторяя рисунок, мастер импровизирует, добавляет что-то новое.

Выполняется роспись в несколько этапов:

Грунтовка

Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, её грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает чёрным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т.д.

Замаленок

Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.

Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.

Прокладка

Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть - уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.

Бликовка

Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создаёт настроение и колорит.

Чертежка

Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи - рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

Привязка

Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них точных копий или повторений. Искусство Жостово основано на выработанных поколениями приёмах письма, без которых его артистичное мастерство было бы невозможно. Оно рождается в самом процессе своеобразной живописи-росписи, сочетающей строгую последовательность и отточенность ремесленных приёмов с импровизационностью творчества.